Первое известное использование: 14 век
Этимология: От латинского quadraginta и итальянского quaranta, оба означают “40”.
Зарождение понятия "карантин"
В 1793 году желтая лихорадка поразила Филадельфию, и моряки были помещены на карантин в больницу за городом. Когда в 1892 году сыпной тиф обрушился на Нью-Йорк, по меньшей мере 70 человек были помещены в карантин на соседнем острове. Когда вспышка атипичной пневмонии (тяжелого острого респираторного синдрома) распространилась по Канаде в 2003 году, около 30 000 человек в Торонто были помещены на карантин. А во время вспышки Эболы в Западной Африке в 2014 году медицинские работники, возвращавшиеся в Соединенные Штаты из пострадавших районов, были помещены на карантин.
Но чтобы понять происхождение этого слова, мы должны обратиться к истории Европе середины 14 века.
В то время по континенту свирепствовала бубонная чума, печально известная как Черная смерть. Начиная с 1343 года, болезнь уничтожила, по оценкам, треть населения Европы в течение особенно тяжелого периода в три года между 1347-1350 годами. Эта вспышка чумы привела к одному из самых масштабных случаев вымирания в истории человечества - и это послужило толчком к принятию мер.
Официальные лица в контролируемом венецианцами портовом городе Рагуза (ныне Дубровник, Хорватия) приняли закон, устанавливающий трентино, или 30-дневный период изоляции, для судов, прибывающих из районов, пораженных чумой. Никому из Рагузы не разрешалось посещать эти корабли в Трентино, и если кто-то нарушал закон, он тоже был бы изолирован на обязательные 30 дней. Закон прижился. В течение следующих 80 лет Марсель, Пиза и ряд других городов приняли аналогичные меры.
В течение столетия города продлили период изоляции с 30 до 40 дней, и термин изменился с трентино на карантино — по сути на слово, которое мы используем сегодня.
Никто точно не знает, почему период изоляции был продлен до 40 дней, но у ученых есть несколько догадок. Число 40 несет в себе большой культурный смысл — на это число опирается множество библейских событий, таких как пост Иисуса в пустыне, пребывание Моисея на горе Синай и соблюдение христианами Великого поста. Другие предполагают, что, возможно, раньше просто думали, что 30 дней - это не совсем достаточный срок, чтобы победить болезнь.
“Это условно во многих отношениях”, - говорит научный историк Карл Аппун. “Почему 40, а не 30 или 50?” Условия этой практики были непостоянными — в некоторых случаях карантин начинался только после того, как болезнь проходила своим чередом, поэтому людей часто помещали в карантин не ровно на 40 дней.
Для других, особенно тех, у кого есть деньги, карантин может быть необязательным. “Есть люди, которые смогли избежать карантина, есть люди, которые смогли выкупить свой выход из карантина, есть люди, которые смогли просто уйти, когда был введен карантин, и не возвращаться, пока он не закончится”, - говорит Аппун. “Итак, люди, которые пострадали в условиях карантина, по большей части были бедняками — людьми, у которых не было выбора”.
Карантин перед "Карантином"
Хотя мы можем проследить происхождение слова "карантин" до времен "Черной смерти", практика изоляции больных уходит корнями гораздо дальше. На самом деле, упоминания об изоляции людей, больных проказой, можно найти в Библии, а больницы под названием лазаретто, которые были намеренно построены за пределами центра города, существовали в Венеции к первой половине 14 века. Само название лазаретто названо в честь нищего Лазаря, святого покровителя прокаженных в католицизме.
Когда Черная смерть начала опустошать Европу, города и чиновники ломали голову над тем, как сдержать вспышки, не совсем понимая, что их вызвало. До того, как у людей появилось представление о микробах или полноценная теория передачи инфекции, существовали конкурирующие идеи о заразности, объясняет Аппун.
“[В то время] некоторые люди говорили, что это вызвано неправильной астрологической догадкой, некоторые люди говорили, что это божественное наказание”, - говорит он. Но в ранних подходах к сдерживанию уже проявилась закономерность: “Они распознали и вели себя так, как будто контакт между инфицированными и незараженными людьми или инфицированными объектами и незараженными людьми является тем, что распространяет болезнь”.
До официального введения карантина официальные лица в Реджо, Италия, заявили, что людей, пострадавших от чумы, следует вывезти на поля за пределами города и оставить либо выздоравливать, либо умирать. И, говорит Аппун, “В сценах чумы в "Монти Пайтоне и Святом Граале" есть что-то действительно жизненное. Есть веские доказательства того, что они просто забирали людей, которые были еще живы, но очень больны, и просто выбрасывали их на эти отдаленные острова и оставляли умирать”.
Вспышка 1348 года вызвала настоятельную необходимость закрепления этих процедур и создания правовой базы для них, объясняет Аппун. И, конечно же, это также дало им название.
В Соединенных Штатах потребовался определенный процесс, чтобы разработать какую-либо национальную карантинную политику. Как и во многих других вопросах, первоначально борьба с наплывом инфекционных заболеваний лежала на плечах штатов, но повторяющиеся вспышки желтой лихорадки побудили Конгресс принять Закон о национальном карантине в 1878 году, открыв путь для федерального вмешательства. В 1892 году вспышка холеры подтолкнула чиновников к тому, чтобы предоставить федеральному правительству больше полномочий для введения этих требований. К 1921 году карантинная система была полностью национализирована.
Сегодня в Соединенных Штатах насчитывается 20 карантинных станций, используемых для изоляции людей с такими заболеваниями, как желтая лихорадка, холера и, да, чума — многие из тех же болезней, которые помогли разработать систему, используемую сегодня.